ІНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ WELCOME

Юлия Иськова об идеальной защите авторских прав

Реклама
Иськова Юлия — юрист в сфере авторского права и шоу-бизнеса, управляющий партнёр Правового дома «КОПИРАЙТ». Она не по наслышке знает, как часто приходится сталкиваться с нарушениями авторства.
Юлия рассказала об идеальной защите авторских прав, привела яркие примеры судебных разбирательств и дала совет, как авторам максимально защитить свой творческий продукт
1.  Как часто приходится сталкиваться с нарушением авторских прав?
Это уже стало частью моей повседневной работы и жизни. Ведь профессия юриста в сфере шоу-бизнеса обязывает всегда быть в курсе событий творческих людей. И, конечно же, где есть творчество, там есть и авторское право, нарушения в виде плагиата или пиратства, выпуск контрафакта, любые другие виды незаконного использования произведений. В частности, сейчас много производится украинского кино и модно сопровождать саунд-треками украинских авторов и исполнителей. Остаётся внимательно и желательно со своим юристом,  вычитывать договоры,  и следить за выполнением прописанных в них условий в пользу автора.
2.  Как авторам максимально защитить свой творческий продукт?
Уже с годами работы выработали для себя топ-5 советов, а именно: — не спешите бездумно делиться своим новым продуктом с миром через интернет; — правильно продумывайте монетизацию своего продукта (избегая того, что описано в п.1); — будьте расточительными на специалистов, которые помогут вам защитить своё творчество; — старайтесь сосредоточить у себя максимальное количество авторских  прав (в том числе, регистрируйте свои произведения); — отстаивайте своё право через электронные обращения, письма, претензии, судебные иски. Ведь никто, кроме самого автора, не сумеет этого сделать лучше.
3.  Исполнение песен самодеятельностью и использование музыкального продукта  кавер-бэндами , которые  зарабатывают на этом. Ваше мнение?  Как должны реагировать авторы?
Мое мнение: это использование незаконно музыкального материала. Конечно же, если вдруг у кавер-групп (что мало вероятно) вдруг окажется лицензия на право петь чужие песни. Но такое разрешение есть у 1% из 100% у нас в Украине. Поэтому, как юрист, я за правовые методы решения вопроса. Приглашать на выступления только кавер-группы с надлежащими документами и тем самым повышать интерес к их получению.
А авторам посоветую: не боятся фиксировать нарушение, обращаться с претензиями к заведению и исполнителям, предлагать заключать договоры и получать свои законные роялти.
4.   Если артисту не нравится, что на его песнях зарабатывают молодые исполнители, но он владеет неимущественными авторскими правами, имеет ли право артист обращаться с претензией к  кавер -исполнителям?
Для начала: что такое неимущественные авторские права? Это всего лишь права быть автором и чтобы тебя указывали на экземплярах произведений. Или право разрешать указывать свой псевдоним, или запрещать это делать. В общем, все права, которые не связаны с коммерческой составляющей. Поэтому им и такое название.
Если же вы отдали свои имущественные авторские права продюсеру, издательству или лейблу, то не владея ими вы не можете обращаться с претензией. Это сможет сделать от вашего имени кто-то выше перечисленный, как владелец.
5.  С каким  продуктом  и в  какой  сфере чаще всего происходит нарушение авторских прав, и в какой сфере сложнее с этим бороться?
Сейчас в нашей стране, к примеру, очень большой акцент сделан на музыкальных произведениях и поэтому есть много судебной практики в этой направлении. Отсюда и такое огромное желание других лиц нажиться на чужом творчестве. Ведь все понимают, что это приносит стабильный и неплохой доход. Поэтому в сфере музыки и аудиовизуальных произведениях (кино, клипы, ролики) будем считать, что наибольшее количество нарушений.
Сложнее всего бороться даже не с сферой, а с менталитетом нашего потребителя. Ведь до сих пор все уверенно считают, что скачать с пиратских сайтов фильм или песню — это нормально (мы бедная страна и нечего платить ещё всякие там авторские отчисления). Что тут скажешь, если сами авторы не столь большое значение придают защите своих прав, оформлению документов, ведению своего творчества в правовом поле. Когда соединится воедино желание наладить порядок и воцарится мода платить за использования чужого интеллектуального продукта, то и будет самый благоприятный климат для авторов.
6. Поделитесь  яркими примерами судебных разбирательств в области авторского права?
За 10 лет работы в сфере авторского права накопилось много примеров, но юридическая этика не позволяет разглашать интересные факты судов. Но если говорить в общем, то интересными были следующие дела: — отстаивание интересов автора в суде перед известным в Украине мобильным оператором связи. Произведение автора без договора и выплаты роялти использовали в рекламе. Суд длился больше 2-х лет и закончился подписанием мирового соглашения и выплатой; — фотографии автора стали  незаконно  чьей-то рекламой на бигбордах и в результате был выигран суд и выплачена компенсация в 10-ти кратном размере; — использование музыки в телепередачах без надлежащих выплат часто являлись до 2010 года предметом судебных споров. О делах, которые готовятся к подаче или на данный момент ещё находятся на рассмотрении, говорить не будем, но отмечу, что это тоже будет интересная практика для Украины в сфере авторского права и мы о ней расскажем позже.
7.  Идеальная система защиты авторских прав, ваше мнение?
Это когда авторы знают, что и как делать, а пользователи и потребители (зная правила игры и спокойно расставаясь со своими деньгами за использование творчества) уважают чужой труд. Это идеальная модель, где наивысшим законом является совесть. И морально мы уже почти готовы к этому. Вот увидите, что скоро соблюдать авторское право будет моднее, чем носить бороды.
А если отвечать с юридической точки зрения, то у нас достаточно законов в этом направлении, судебных решений и мировых соглашений. Рынок уже считается с авторами, но ещё массово это не входит в привычку.
8.  Как вы думаете, почему авторы все чаще сталкиваются с такой проблемой?
Автор — это креативный и свободный творец. Его задача — создавать новое, показывать нам с помощью различных форм (музыкальных, литературных, художественных, хореографических, архитектурных и т.д) многогранность окружающего мира. И, конечно же, автора легко обмануть, сманипулировать, подать наверно информацию или попросту воспринять, как источник дохода. Именно это и диктует в мире такое количество различных конвенций по защите авторского права и автора в частности.
А также жажда наживы: автор тратит время и ресурсы на создание конкурентного продукта, а кому то достаточно копирования и хорошего рынка сбыта. В результате себестоимость дешевеет и товар продают за минимум. Автор получается в проигрыше, а рынок насыщен плагиатом и/или контрафактом.
9.  Из практики, авторы чаще снисходительно относятся к сложившейся ситуации или чаще отстаиваются свои авторские права?
Тенденция последних лет показывает, что авторы уже знают цену своих ошибок и бездействия. Поэтому активно принимают участие как в разработке законопроектов в пользу защиты авторских прав, так и в отстаивании своих прав через досудебные и судебные институты. И это весьма радостные новости. Потому что вопреки всему — именно автор является монополистом своего творчества и должен быть максимально заинтересован в результате.
Реклама

Реклама